![](/pics/pages/avetisian88_1.jpg)
Самвел Аветисян, управляющий партнёр маркетинговой компании «Архидея»: – Тот, кто это сказал, – идиот. Я бы его уволил и не платил бы зарплату. Идиотское выражение, в корне неверное. Потому что, во-первых, кризиса сейчас нет. Кризис начался в 2004 году, когда всё росло на нефтяных дрожжах. А то, что сейчас происходит, аналогично тому, как организм борется с болезнью. Идёт выздоровление от кризиса. А мы в болезни, в кризисе, все двухтысячные годы. Если мы температурим, значит, ещё не безнадёжны. И креатив как раз будет признаком того, что мы ещё не совсем умерли.
Андрей Амлинский, генеральный директор агентства Amlinsky: – Я считаю, что это чушь полная. Если у общества нет денег и нет торговли, то тогда не нужна и реклама, конечно. Крах рынков и, соответственно, крах рекламы – ни спроса, ни предложения, ни креатива. Ведь что такое креатив? У нас неправильно его понимают, для многих креатив – это нечто необязательное, синоним «забавно, красиво, прикольно». А креатив – это и есть правильно найденное решение, ход, инсайт, точное послание от бренда. Понятно, что есть снижение продаж. Но есть ведь ещё и лояльность! Жизнь не кончается, и через пять лет на рынок будет войти невозможно, если уйти сейчас! Посмотрите на всех мировых грандов – они будут рекламироваться до последнего. Что бы ни случилось, хоть конец света! Последняя лампочка погаснет на рекламном щите Coca-Cola. Сейчас произошло другое – что из-за всегдашнего плохого креатива произошла вообще девальвация креативной деятельности – непонятно, сколько это стоит и нужно ли это. Но те, кто реально умеет это делать, они должны этим заниматься, что бы то ни было, потому что это реально двигает рынки вперёд.
![](/pics/pages/Vasilieva_marg88_1.jpg)
Маргарита Васильева, генеральный директор агентства "Паприка брендинг": – Только сейчас креатив и работает! Как известно, отсутствие денег обостряет мозг конструктора. Замените одно «к» на другое «к» – копирайтера. Та же «Лента» в своём желании делать прагматичную рекламу дошла до абсолютного и полного абсурда: они вешают на биллборды просто ценники непонятно на какой продукт и непонятно какого размера. То есть, охренительных размеров цифра «59,9» и мелкими буковками где-то внизу написано, что и где. Если знать заранее содержание рекламы, и если хорошее освещение и нету снега, то можно понять, что это всё-таки «Лента». Это абсолютно не побуждает ехать к ним! А вот мы сделали пятнадцатисекундники на радио для компании «ГрандМед», в жанре аудиокниги «Великие эгоисты»: «Мадам Помпадур к весне удивительно похорошела, и пеньюар больше не скрывал её роскошной груди. Скидки к весне на увеличение груди». Ролики крутились лишь февраль. У них по ботоксу абсолютный аншлаг! Под 8 марта у них были заняты все три операционные, они не могли толком праздновать! А ведь у них конкретно дорогие услуги. То есть, креатив в кризис работает!
![](/pics/pages/firainer88_2.jpg)
Роман Фирайнер, креативный директор агентства Instinct: – Наоборот, в кризис работают самые креативные и самые эффективные решения. Я хочу посмотреть на тех, кто сделает такие же вещи рядом с ними и сделает это интереснее. Наоборот, в кризис не работают бомбардировки, а работают – во всём – эффективные и творческие решения. Ты уже не можешь тупо зарабатывать денежной массой, объёмами. А те, кто это говорят, – им надо как-то сохранить рабочие места, и вот они всех учат, как надо жить.
![](/pics/pages/platonovk88_2.jpg)
Константин Платонов, креативный директор агентства «Так или иначе»: – Всё зависит от продолжительности и глубины кризиса. Если это всерьёз и навсегда, и реклама будет падать катастрофическими темпами, то, возможно, и до этого дойдёт. Тогда, конечно, рекламные агентства будут на фиг не нужны, а нужны будут только маркетинговые службы самих предприятий. Но пока до этого не дошло. А на данный момент привлечь к себе внимание таким образом довольно сложно, потому что действительно многие пошли таким путём – и, начиная с декабря, мы наблюдаем, что вся реклама стала какая-то очень уж простая и одинаковая.
Вопрос задавала Ксения Букша |