А вы социально ответственны перед своей деревней?
Февраль 2003
«Твоя голова в ответе за то, куда сядет твой зад». По моему мнению, это высказывание Бутусова – как раз о социальной ответственности компании. Особенно о «взаимодействии бизнеса с местным сообществом» (таков профессиональный термин). Ведь от компании напрямую зависит и окружающая среда, и жизнь людей, которым посчастливилось или не посчастливилось жить рядом с ней. А компании в свою очередь выгоднее, если и аборигены настроены дружелюбно, и под окнами цветочки растут. | |
Вот мы и решили побеседовать на эту тему с компетентным человеком - Сергеем Туркиным, директором Агентства «Социальные Инвестиции». - Вообще-то говоря, в нашей стране решение бизнесом социальных проблем - явление или пока можно говорить лишь о единичных случаях? - Все дело в терминах. Чаще всего компании описывают свою внешнюю социальную политику словом «благотворительность». Иногда используют термин «социальное партнерство». О «социальных инвестициях» или «корпоративном гражданстве» слышали немногие, хотя самые продвинутые из олигархов уже освоили эту лексику. Каждый год проходят конференции и семинары по теме социальной ответственности бизнеса, выпускаются какие-то брошюры. К теме все активнее принюхиваются пиарные агентства, чуя для себя золотую жилу. Тема явно на подъеме. Мешают две вещи: бизнес считает, что он не должен вмешиваться в социальную политику власти и очень боится обвинений в «меркантильной благотворительности» со стороны власти и народа. - Каковы типичные ошибки в мышлении и в действиях тех, кто только начал попытки по взаимодействию с местным сообществом? - Ошибки разные. Во-первых, «мы сами умные и знаем, чего людям надо». При выборе темы социальных проектов начальники руководствуются собственными пристрастиями и ожиданиями власти. Обычно в «набор благотворителя» входят дети, инвалиды и пенсионеры. Редко кому приходит в голову, что людей больше волнует проблема денег и работы. Считается, что социально-экономические программы – работа государства. Во-вторых, мало кто готов и может увязывать стратегические цели компании с направлениями корпоративной социальной политики. Здесь нужен серьезный анализ, знание социального проектирования. Бизнес-менеджеров с таким опытом практически нет. А если мы чего боимся, то и делать не будем. - А есть ли примеры успешных отечественных компаний подобного типа? - Наши компании все активнее используют социальные проекты для достижения своих бизнес-целей. Этот подход волне соответствует стратегии современного цивилизованного бизнеса. Один из примеров - марафон «Не бросай», который организовала барнаульская фирма «Алтайкровля». Весной 2000 года ОАО «Алтайкровля» совместно с городским комитетом по экологии и некоммерческой организацией «Молодые журналисты Алтая» провели акцию по сбору макулатуры среди школ города Барнаула. В акции приняли участие 15 школ города. Минимальным взносом оказались 100 килограмм, самым большим - 2232 килограмма. Общее количество собранной макулатуры – 16 тонн. «Алтайкровля» вручила школам-победительницам наборы школьных принадлежностей. Отметили не только лучшие школы, но и лучшие классы и лучших учеников. Победитель - школа-гимназия № 123 - получила приз в размере 500 рублей, предоставленный городским комитетом по экологии. ОАО «Алтайкровля» премировала победителя денежным вознаграждением, эквивалентным стоимости собранной макулатуры. А компания получила сырье для производства и укрепила свою репутацию. - Какие конкретно проблемы бизнеса может решить взаимодействие с местным сообществом? - Пальцев не хватит перечислять. Корпоративная социальная ответственность перестала быть пустым звуком и уже приносит бизнесу ощутимые преимущества на рынке, в том числе: - продвижение товара; - закрепление и расширение маркетинговой ниши; - сохранение старых и завоевание новых клиентов; - укрепление отношений с партнерами и властью; - развитие новых навыков и повышение лояльности сотрудников; - укрепление репутации; - улучшение финансовых показателей; - улучшение отношений с местной властью; - получение преимуществ перед конкурентами; - повышение устойчивости при кризисах; - привлечение новых партнеров; - дополнительные возможности для продвижения товара, PR и рекламы. Жалко места мало, а то можно было бы продолжить! Сегодня социальная активность выходит за рамки «благотворительности», становится частью бизнес активности и осуществляется совместными усилиями всех подразделений компаний. Социальные инвестиции становятся ядром, вокруг которого формируется образ и репутация современного бизнеса. В своей новой книге «Социальные инвестиции в бизнесе» Сергей Туркин собрал и проанализировал более пятидесяти успешных примеров социальной активности бизнеса на местном уровне. Вот какие рекомендации он дает тем, кто задумывает программу взаимодействия своей компании с местным сообществом: 1. Работайте на опережение. Будьте «проактивными». Не ждите, когда к вам придут представители местной власти просить денег на подарки ветеранам. Выстраивайте свою «внешнюю социальную политику сами. 2. Определите свои бизнес-интересы. Это может быть подготовка и набор кадров, поиск новых клиентов или партнеров, выход на новые рынки. Почти всегда ваши бизнес-интересы могут быть, по крайней мере частично, реализованы или усилены за счет социальной активности. 3. Выясните интересы местного сообщества. Это должны быть объективные потребности большинства населения. 4. Тщательно отбирайте партнера - некоммерческую организацию. У него должна быть хорошая репутация, уважение в сообществе, он должен с пониманием относится к нуждам и стандартам бизнес-партнера его ценностям и иметь достаточный уровень подготовки персонала. 5. Подружитесь с местной властью. Но помните, что интересы местной власти в социальной сфере не всегда совпадают с объективными потребностями местного населения. 6. Привлекайте к проекту ваших бизнес-партнеров. Для вас совместные социальные проекты могут быть дополнением к вашему бизнес-партнерству. 7. Разработайте конкретный проект в выбранной вами сфере. Проект (программа) должен быть максимально похож на обычный бизнес-проект. 8. Разработайте критерии оценки эффективности проекта на каждой его стадии. Обеспечьте четкое разделение обязанностей, эффективный совместный с партнером менеджмент. 9. Вовлекайте в социальные проекты ваших сотрудников. Используйте социальные проекты для укрепления связей между отделами, повышения лояльности персонала. 10. Сделайте вашу социальную политику достоянием гласности. Расскажите о ваших некоммерческих проектах окружающим и вашим собственным сотрудникам. Практикуйте постоянную отчетность о своей социальной активности перед местным сообществом. |