Маргарита Васильева, Андрей Надеин
Конкурс "Приз Прессы": в поисках рекламных сокровищТрудно найти в Петербурге более приятное и зеленое место, чем Каменный остров. Не случайно на нем уже три века располагаются царские дачи и правительственные резиденции. В одной из них 21-22 мая состоялся Первый открытый российский конкурс рекламы "Приз Прессы".
...На острове их было пятнадцать, и почти все - главные. Море было неподалеку, так что впору было запеть: "Йо-хо-хо и бутылка рому!" Но на самом деле редакторам было не до песен. Еще бы! Пятнадцать представителей ведущих изданий о рекламе должны были с максимальной объективностью оценить 440 работ, выставленных на конкурс. Умысел организаторов фестиваля просматривался достаточно четко: во-первых, "эпический" принцип построения жюри и в самом деле предполагает независимость оценок, а во вторых, финалистам и победителям конкурса обеспечивалось паблисити в профессиональной среде, то есть в журналах YES!, "[Как)", "Реклама", "Огонек", "Компания", "Паблисити", "Мир дизайна", "Союз дизайнеров", "Рекламный мир Омска", "Рекламное измерение", "Петербургский рекламист", "Реклама и жизнь" и газете "Рекламный мир".
Незадолго до начала фестиваля председатель жюри Андрей Надеин подобно Диогену (с той лишь разницей, что вместо фонаря он пользовался факсом) приставал ко всем членам жюри с вопросом: "Ищу человека!" Он имел в виду "Человека рекламного года", которым после бурного обсуждения был признан московский дизайнер Андрей Логвин. Его работы "Жизнь удалась" и "Вкладывайте в упаковку" знают почти все. Но мало кто знает, что Логвин - еще и талантливый преподаватель. Молодые дизайнеры под его руководством делают интересные открытки и заодно учатся думать. Этому и был посвящен мастер-класс "Человека рекламного года".
Кстати, всего мастер-классов на фестивале было восемь, и они транслировались в real video по сети Интернет. А поскольку "Приз Прессы" шел под грифом "Дни "Эпики" в Петербурге", перед аудиторией выступал Эндрю Роллинз с презентацией своего фестиваля.
Естественно, к жюри "Приза Прессы" Роллинз ни малейшего отношения не имел и в обсуждении работ никак не участвовал, хотя и был свидетелем жарких дебатов, которыми сопровождалось выявление победителей.
Старательно переступая через разложенные на полу листы с печатной рекламой и пытаясь не раздавить конкурсные упаковки, он лишь заметил, что, как правило, на "Эпике" не принято давать первые места социальной рекламе: "Ее проще придумать, чем товарную!"
Однако жанр социальной рекламы стал достаточно урожайным в отношении призов. Достаточно сказать, что "Гран-при" новорожденного фестиваля был вручен серии блестящих анимационных роликов "Российский фонд правовых реформ" (авторы - "РФПР" и анимационная студия "Пилот", Москва). Основная мысль создателей проста и почти неинтересна: "Закон один для всех, и по всей стране". Однако авторам удалось придумать серию смешных и неожиданных сюжетов из жизни полномасштабной семьи (папа, мама, кот, мышка, бабушка, дедушка, такса, внуки и автомобиль "Запорожец"). Каждый из сюжетов забавно иллюстрирует тот или иной юридический принцип, запоминаются они мгновенно, а смотреть их можно бесконечное количество раз: уж очень хорошо продуманы и проработаны все мелочи.
Закон - это не только права, но и обязанности! Пришлось и собачке выгуливать папу
Авторы РФПР и анимационная студия "Пилот" (Москва)Социальная реклама царила и в номинации "Печатная реклама": первый приз получила работа "SOS" РА "Бегемот" (Москва). На втором месте оказалась серия плакатов "Библия для прессы". Судя по всему - это призыв очистить прессу от графомании, компиляции, коньюнктуры и прочего (студия "А.S.S.A.", Санкт-Петербург). Третье "печатное" место уехало в Москву. Это работа Святослава Грандова "Порше".
В номинации "Аудиореклама" первый приз заслужила серия аудиозаставок "Рекламная служба "Русское радио"" (Москва). В данном случае нет необходимости объяснять, о чем идет речь; замечу только, что даже мрачное и утомленное жюри не могло удержаться от улыбки, слушая полупьяные сентенции из серии "В милицию: Чаще всего: Попадают: Милиционеры!"
На втором месте - прекрасный ролик "Русского радио" (Петербург), посвященный рекламе часового магазина "Лонжин Винг": "А теперь послушайте концерт национальной швейцарской музыки" - и мы слышим отчетливое мелодичное тиканье, которое завершается благородным боем кабинетного хронометра. А "бронзу" получила песенка про мороженое "Улыбка" (Радио "Юнитон", Новосибирск), уже отмеченная на фестивале "Идея!".
При обсуждении работ, выставленных на конкурс "Фирменный стиль и упаковка", первый приз почти единогласно был отдан работе "Любимая чашка" (РА "Young&Rubicam Europe", Москва). Ручка на упаковке выглядела столь убедительно, что ее так и хотелось потрогать; а кое-кто из гостей фестиваля даже признался в том, что в первый момент осудил создателей за расточительность: "И не лень им было делать такую сложную склейку!"
На втором месте серия упаковок пива - "Столичное крепкое " и "Столичное оригинальное" (автор - Елена Крайнова, Москва): стальной блеск, решительные линии; и на третьем - "Напиток DJ" (автор - Андрей Сечин, Москва).
А вот с видеорекламой все было непросто. То со сценарием трудности, то товара не видно, то исполнение специфическое: В итоге первое место получила работа "Бытовая техника" студии "Йорк" и ТРК (Нижний Новгород), где шнур с вилкой целеустремленно ползет к зазывно хихикающей розетке, а результатом их совокупления становится томное "Only you:", льющееся из динамика. На втором месте - серия "Штофф", выполненная на той же студии "Йорк". Эта оригинальная видеореклама алкогольных напитков еще раз доказывает нам, что нет такого правила, которое нельзя было бы обойти: на экране появляются различные надписи - то соответствующее юридическое предупреждение, то подходящие строки из "Онегина", а компания "Штофф" всего-навсего соглашается с ними:
И наконец, на третьем месте - очаровательные саморекламные ролики РА "Элвис Пелвис" из Донецка. Достаточно вспомнить мульт про кота, который сидит на заборе с надписью: "РА "Элвис Пелвис"" и, аккомпанируя себе на гармошке, фальшивейшим голосом поет номер телефона агентства. И так - почти тридцать секунд, потому что на двадцать восьмой секунде кот ломает гармошку и падает с забора.
Но все трудности, связанные с проблемой выбора, в основном касались жюри. А гости фестиваля благодушно прогуливались по нарядным залам резиденции, лениво рассуждали о рекламе (и не о рекламе) под майским солнышком на открытой террасе и, развалясь перед телевизорами в мягких креслах, созерцали видеоролики и транслирующиеся из конференц-зала мастер-классы. Однако несмотря на легкий "дачный" флер и демократичную атмосферу, церемония награждения прошла весьма динамично и в меру пафосно. Приятным был и тот факт, что правительство Петербурга подписало договор о своем официальном участии в проведении фестиваля в 2000 году, и в рамках следующего "ПРИЗА ПРЕССЫ" будет вручена специальная награда за лучшую социальную рекламу, посвященную Санкт-Петербургу.Так что поиск рекламных сокровищ на Каменном острове еще не закончен, продолжение следует, следите за рекламой!