Untitled Document
Лозунг — броская фраза, призванная побуждать. Слоган — это в принципе то же
самое, но его назначение более конкретно: он должен способствовать продаже товара.
Эффективность слогана, как, впрочем, и эффективность всего остального в рекламе,
отследить очень сложно. Нет гарантии того, что товар купили именно потому, что
запомнили лозунг. Часто бывает совсем наоборот — хорошая торговая марка сама
себя продает.
Субъективное мнение
Если посмотреть на диаграмму, то сразу станет понятно, что вялые слоганы к товару
не липнут. Вот и получается, что больше половины опрошенных их вроде бы где-то
слышали, а вот к чему они имеют непосредственное отношение — вспомнить не могут.
Позволю себе привести в пример слоганы, на мой взгляд, очень удачные:
“Нескафе” — “Нового дня глоток”. “Глоток” — значит что-то пьют. “Утро”
— значит пьют что-то безалкогольное: чай или кофе. Узнаваемость гарантирована.
“Сони” — автомобильные магнитолы — “Возьмите музыку в дорогу”.
Почему-то в голове выстраивается такой ряд: дорога — еду — музыка — значит еду
быстро — значит на хорошей машине — соответственно и магнитола у меня хорошая,
“Сони”, например.
Ну а теперь о слоганах, представленных в рейтинге, с точки зрения здравого смысла.
Видимо нужно оговориться, что к оценке слогана как рекламного инструмента это
не имеет никакого отношения.
“Филипс” — “Изменим жизнь к лучшему”. Неясно, какая целевая аудитория
имеется в виду. Мать троих детей, год не получающая зарплату, вряд ли ждет от
кофеварки серьезных улучшений. Что же касается “новых русских”, то даже самый
современный кухонный комбайн вряд ли сможет что-то изменить — лучше уже некуда.
“Мулинекс” — “Надо жить играючи”. В принципе, если кухня — это площадка
для игр, то да. Этот слоган прекрасно подошел бы для хоккейных клюшек, казино
и презервативов.
“Электролюкс” — “Сделано с умом”. С этим утверждением спорить трудно
— техника действительно хорошая. Почему-то напрашивается продолжение: “... не
для дураков!”
“Тефаль” — “Ты всегда думаешь о нас”. Не уверен, что пытаясь заработать
деньги, нужно оправдывать это желание заботой о человечестве.
“Ровента” — “Радость в вашем доме”. Представьте, собрались люди вокруг
пылесоса и радуются. Потом вокруг стиральной машины и снова радуются. С небольшим
преувеличением это похоже на “Радость в вашем сумасшедшем доме”.
“Индезит” — “Прослужит долго”. Возникает вопрос: “Почему я должен им
верить?”
Мнение народа
Если вглядеться в сухие цифры статистики, то становятся понятными многие мотивации
потребителей. Лидерство марки “Ровента” среди мужчин объясняется, видимо, просто.
Мужчины в своем большинстве домашним хозяйством не занимаются. Купив пылесос,
такой “хозяин” может смело заявить своей жене: “Я принес радость в наш дом!”
“Изменить жизнь к лучшему” собираются люди в возрасте от 20 до 29 лет. Очевидно,
что в их представлении это семья, дом и целая куча электроприборов от фирмы
“Филипс”. Что же до пенсионеров, которых редко навещают дети, а государство
предпочитает и вовсе забыть об их существовании, то им просто приятно, что некая
иностранная фирма о них хотя бы думает. При этом в подавляющем своем большинстве
они не могут себе позволить покупать продукцию “Тефаль”.
“Электролюкс” пользуется популярностью у людей с неполным средним образованием.
“Сделано с умом” звучит для них как песня. Что это значит, они не понимают,
но парадокс в этом и заключается — особой ценностью всегда обладает что-то неведомое.
Физики-теоретики, профессора и аспиранты голосуют за “радость в доме”. При их
нынешней зарплате любая покупка — повод для веселья.
Теперь о доходах. Люди, сильно стесненные в средствах, естественно, хотят улучшения
жизни вместе с “Филипсом”, но в конечном итоге отдают предпочтение слогану фирмы
“Индезит” — надеясь, что эта техника прослужит долго. Ну а те, кто чуть-чуть
не дотягивают до “миллиона в месяц”, делают выбор в пользу “Сделано с умом”.
Видимо, это именно те люди, для которых девиз любимой фирмы — принцип жизни.
Вывод напрашивается сам собой: слоган — это не литература и не философия. Это
рекламный прием, который работает, невзирая на свой откровенный пафос и полное
отсутствие смысла. Любой лозунг будет оценен по-разному литературоведом, продавцом
и рекламистом. А истина, в принципе, проста — хороший слоган должен приносить
доход.
Вы, конечно, со мной не согласитесь, и это правильно. Слоган — рекламный продукт,
объективно оценить который невозможно.
|