“Невозможно управлять страной, в которой производят 400 сортов
сыра.”
Шарль де Голль, уходя в отставку
До выборов
1. Да у меня все схвачено!
Кандидат свято уверен, что главные редактора местных газет, директора радио-
и телестанций — Его непременно и бесплатно поддержат. Ибо еще полгода назад
на городской тусовке “высокого уровня” они встречались, улыбались, обменивались
визитками...
Светлая мысль-1:
А может быть, это профессиональная обязанность главных редакторов — бывать
на мероприятиях общегородского уровня и обмениваться визитками? И улыбаться.
Но это ничего не гарантирует...
2. У меня есть отличная команда!
Так обычно называют и без того уставших сотрудников, лишь на словах и для
собственного спокойствия готовых поддержать очередную любимую инициативу шефа
— “пойти, понимаешь ли, на мэра”... А несколько влиятельных знакомых — это
не команда, а всего лишь несколько знакомых. Кстати, часто взаимно не терпящих
друг друга...
Светлая мысль-2:
Неплохо бы — путем “высшей нервной деятельности” — понимать, чем и как должна
заниматься команда, во что обойдутся непрофессионализм и ошибки команды —
тогда будет проще оценить: а есть ли она вообще?
3. Мне нужен сногсшибательный ход!
Ведь наверняка есть сногсшибательный ход, трюк в избирательной кампании, и
главное — гениально найти этот сногсшибательный ход! Усиленный вариант: Волшебный
Трюк описан в учебнике по ненашей жизни (т.е. западной). И надо достать этот
учебник.
Светлая мысль-3:
Избирательная кампания — система (машина) и надо просто:
а) не ошибаться;
б) сделать систему ходов разного уровня, потому что
в) разового Волшебного Трюка просто не существует...
Но в волшебство очень хочется верить. Ибо хочется немножко Власти и Чуда.
4. Меня окружают враги, которые хотят...
Увы, часто желание стать мэром — компенсация комплекса неполноценности, возникшего
в результате хронических неудач в иных видах деятельности.
Поэтому неудача на выборах “запрограммирована” самим Кандидатом. Но виноваты,
конечно — коммунисты, демократы, “мафиозные элементы”, “предатели в команде”
(нужное — подчеркнуть). Поэтому враги возникнут независимо от того, есть ли
они на самом деле...
Светлая мысль-4:
Да кому я — по-большому счету — нужен... Эту мысль говорить себе-любимому
чрезвычайно трудно. Поэтому, не повесить ли на стену своей квартиры плакат
с анекдотом про неуловимого Джо и читать его по утрам?
5. Не уведут ли конкуренты у меня “русскую идею”, как только я ее обнародую?
Увы, этот невроз способен породить многонедельные (!) бесплодные дискуссии
с “командой” в стиле: “Если выступить, то будем первыми, но у них все СМИ
куплены — перехватят, а если не выступить, то тоже плохо...”.
Проходит неделя — другая, уже выборы идут, а дискуссии продолжаются...
Другой вариант: а зачем давать своей команде информацию — ведь в команде может
быть шпион?!!
Светлая мысль-5:
Если бы что-то реально мной было сделано раньше, то и “русская идея” не нужна.
Надо было построить (сделать, написать, снять...) нечто (а ведь давно хотел!)
и нормально и сильно это прорекламировать. А если нет у меня в жизни значимых
результатов — вот и хочу, чтобы у меня идеи воровали!!! Но, если честно, то
они нужны кому-либо так же, как я “врагам”...
Во время выборов
“А дальше было все страньше
и страньше...”
Алиса в Стране чудес
6. Да, мой имидж должен нравиться моей жене! Потому что!!!
Есть ослабления этого утверждения, типа: “видеоклип и листовка не нравятся
моему заму — а он бывший полковник” или “наш директорат это детально обсудил
и каждый высказал свою точку зрения” или “я (жена, зам-полковник, директорат)
не вижу себя” таким...
Светлая мысль-6:
Имидж, реклама, акции public relations должны не нравиться, а действовать,
решать задачи. Кстати, это очень сильный критерий для оценки реклам: какую
задачу она решает? И решает ли? А ближайшее окружение — в зависимости от масштабов
выборов — представляет 1/5 000 000 или 1/150 000 000 часть электората... И
еще.
Светлая мысль-6А:
Не вызывает удивления, “нравится” — лишь бесспорное. Поэтому неудивительно,
когда к финалу кампании мы имеем груду одинаковых Кандидатов. Они хотели “бесспорного
имиджу” — они его получили. А задачу “как отстроиться от конкурента” они просто
не решили. Не ставили и не решали...
7. Но я же им (избирателям) сказал!!!
И они мне хлопали!
Усиленный вариант — “глубоко окунаясь” во внутриполитические разборки, Кандидат
с командой снимают “политически правильные” видеоролики, делают тонкие намеки
и только им понятные ассоциации с Кандидатом. При этом Кандидат остается просто
неизвестным (неспозиционированным). И люди, смотрящие ролики, просто не понимают,
о ком идет речь...
Светлая мысль-7:
То, что было сказано — даже правильно — а что было реально понято Избирателями
(имеющими свои проблемы), не рассматривается.
Кстати, иногда здесь может помочь простейшая проверка: после прослушивания
Кандидата, что из его речи может повторить ординарный Избиратель? Что может
просто пересказать? Наверное, фразы типа “Кандидат N — надежный партнер и
нас ждет успех!” в быту не говорятся...
Или: невредно заранее продумать не “что я должен сказать” — а что должны услышать,
понять и запомнить избиратели... И еще. Попытки сказать все, что надумал,
в краткой речи или листовке — обречены...
8. Да все за меня —
еще выборов нет, а все
ко мне ходют и говорят, что все голосуют за меня!!!
И действительно “ходют” — обманутые вкладчики, редактора газет с невыразительным
тиражом, представители национальных общин и конфессий. И, естественно, они
утверждают, что за ними, например, 300 000 казаков и все они, как один, проголосуют
за кандидата, если он обещает в случае прихода к власти выполнить действие
N...
Ослабленный вариант: хождение сумасшедших по предвыборным пресс-конференциям
и прилюдное вырывание у Кандидата обещаний дать квартиру...
Светлая мысль-8:
А не ходят ли эти же люди и к другим кандидатам — на всякий случай — и не
обещают ли также и им поддержку?
9. Люди зовут, и я поеду к ним! Выступлю!!!
Светлая мысль-9:
Не надо путать “слепящие прожектора славы”, купание во внимании и избирательную
кампанию. В зависимости от масштабов выборов, любая акция, о которой узнает
меньше 1000 или 10000 человек, — бесполезна. (Последнюю фразу начинающим политикам
полезно перечитать еще раз.)
Но “встреча с людьми” может быть эмоционально приятна Кандидату в период нереста,
а консультантам позволяет отчитываться о проделанной работе...
10. А я же поручал это им еще тогда, на заре!!!
В процессе кампании впервые приходит мысль о том, что кампания не сводится
к беседам с психологом и имиджмейкером в полутемной комнате...
Вдруг выясняется, что пока шли приятные беседы в этой самой комнате, какие-то
платежки не проплачены, какая-то реклама, наоборот, оплачена, но не изготовлена
и не размещена, на оплаченных (!) щитах висит фотография в лучшем случае сока
YUPPI, в худшем — фотография конкурента, “команда” из усталых полуродственников
начинает обижаться и уходить жаловаться газетам...
И дело давно уже не в соответствии цвета галстука и рубашки, и даже не в “речевых
модулях”...
Обычно в такие минуты Кандидат начинает жаловаться и совершать эмоциональные
подвиги одновременно: “Но ведь я же давно это поручал сделать!”; “Но ведь
я же говорил еще тогда, чтобы проплатили!!!”; “Почему же не выполняются мои
поручения?”.
Светлая мысль-10:
А ведь, если я не справляюсь с собственной избирательной кампанией, я ведь
наверняка не справлюсь с теми проблемами, которые свалятся на меня, если меня
выберут (и тут — впервые! — Кандидат тихо-тихо, чтобы не слышал никто — даже
он сам — говорит: “и не приведи господь!”).
11. А вот мне еще друг посоветовал парнишку — пусть он у нас имиджмейкером
поработает...
Обычно уже после начала кампании (“после засветки”) родственники, друзья и
малознакомые шквалом начинают звонить, давать советы по телефону, говорить
“Да что ты там делаешь в своей рекламе... Вот у меня Митька (брат, сын, племянник)
— он же, кажется, психфак закончил. Я его пришлю — он там как-нибудь поможет
тебе”.
Затем Кандитат приводит “Митьку” и говорит “команде”: “А вот мне еще друг
посоветовал специалиста — он у нас тоже имиджмейкером поработает...”. “Команда”
три-пять минут балдеет, но, вспомнив, что иногда часовых тоже подбирают по
размеру валенок (а не наоборот) — пытается продолжить работу.
Светлая мысль-11:
А не “послать ли” всех друзей и родственников, хотя бы на время выборов. Не
разработать ли — все же — заранее — за несколько месяцев до — сценарий и придерживаться
его — во время...
Последние дни перед выборами
“Хорошие девочки попадают в рай, а плохие — всюду.”
Голливудская звезда
30-х годов Мэй Уэст
12. Надо усилить!!!
Летят районным руководителям агитаторов рукописные факсы: усилить, дойти до
каждого человека, переагитировать агитаторов конкурента, срывать листовки
конкурента!
Светлая мысль-12:
“Призывы”, увы, не инструментальны, не технологичны и поэтому плохо понятны
— а тем более — выполнимы. Полезнее, например, было бы заранее подготовить
типовые ответы на заковыристые вопросы для агитаторов...
13. Надо сменить команду на переправе!!!
Раз выборы идут не так, как думал Кандидат. Вывод ясен: надо сменить команду
на последний месяц (неделю) перед выборами.
Светлая мысль-13:
А зачем? Кому будет лучше? Ведь самое трудное — это вновь сделать из яичницы
яйцо. И разве команда может больше завалить кампанию, чем сам Кандидат? А
если команда работает не технологично, не инструментально — то за оставшееся
время даже старик Хоттабыч не выручит...
14. Я ему, поганцу, прилюдно скажу!!!
Мощный, уничтожающе мощный ответ другому Кандидату на его мелкое замечание.
Но велик соблазн кандидатов “и просто так” опорочить друг друга в глазах избирателей.
Крепятся они, крепятся, но перед самыми выборами обычно не выдерживают...
Светлая мысль-14:
Вместо того, чтобы спокойно продолжать возвышать свой имидж в рамках своей
предвыборной кампании, делают антирекламу другому кандидату. Кажется, что
это легче, надежнее, доходчивее. На практике же это только усиливает отрицательные
стереотипы Избирателей, связанных с обоими кандидатами.
А чье-то там мелкое заявление электорат даже не заметил (ну просто забыл)...
Но склоку и очередную предвыборную истерику электорат заметит. Проверено.
15. Мои выборы валят гнусные конкуренты!!!
У них и денег больше,
и цветные листовки вовремя расклеиваются!!!
Светлая мысль-15:
То, что перед прямым эфиром не надо самому Кандидату было “принимать для храбрости”
(это реальный факт), как-то само забылось...
16. Он меня предал...
А ведь я столько сделал для него...
Обычно такая обида относится к ближайшим друзьям и соратникам, с которыми
начинали. И вот теперь они (он) ушли. И в зависимости от их личной удачливости
стали: кто сам баллотироваться (если время еще позволяет), кто работать с
конкурентом, кто просто — жаловаться прессе...
Светлая мысль-16:
А не “подставлял” ли я-любимый своих коллег? Не риторический ли это вопрос,
если прочесть предыдущие 15 пунктов?
После выборов
Проиграв, впервые можно сесть и подумать. (В предыдущей фразе есть большой
смысл.)
Иногда в голову хорошо приходят Светлые мысли. Начиная c №1. Может, в следующий
раз с них стоит и начать?.. Ибо, как известно, если мысли не приходят в голову,
они не приходят никуда...
© Игорь Викентьев, Сергей Сычев,
Триз-Шанс, 1996г., т. (812) 311-2727.