Хороший слоган - запатентованный слоган.
TzwSVsOw TzwSVsOwCлоган, как результат творческой деятельности или как средство индивидуализации товаров и услуг, относится к категории объектов интеллектуальной собственности. А потому в случаях и в порядке, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 138) и другими Законами РФ, на слоганы распространяется исключительное право гражданина или юридического лица. Попробуем показать, как некоторые слоганы вводятся в сферу правовой охраны в качестве товарных знаков. | |
Правовая охрана слоганов сопровождается офи-
циальной, открытой публикацией на страницах патентного бюллетеня «Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров», выходящего 24 раза в год, откуда и взяты все примеры. С позиций требований Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» слоган — это один из видов словесных товарных знаков. Наряду со словесными знаками Закон называет также «изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». В общем случае слоган — это обозначение (знак) в виде слова или словосочетания, которое обладает свойством отличать товары и услуги одних хозяйствующих субъектов (юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность) от однородных товаров и услуг других хозяйствующих субъектов (ст.1, 2 Закона). Приведем сразу два примера из числа лаконичных, однословных слоганов: «ДА!» (кондитерские изделия), «Поговорим» (алкогольные напитки). Знак может быть зарегистрирован в написании латиницей или быть фразой из другого языка, например, «SO?..» (что в переводе значит «Так?..», косметические товары). Возможен и промежуточный вариант между однословным и многословным слоганом, например, за счет кратного повторения базового слова или за счет слитного написания двух слов: «ХА-ХА-ХА» (алкогольные напитки), «ТАНЯ-ТАНЕЧКА-ТАНЮША» (алкогольные напитки), «всеничего…» (печатные издания). Применительно к товарным знакам в целом и к слоганам в частности отношения с грамматикой строятся весьма непросто. Можно сказать, что слоганы полностью свободны от соблюдения правил грамматики. Слова можно соединять вместе: «всеничего...». Разрывать на части: «Не просто кваша, а просто душенька!» (молочные продукты). Как прием широко используется ретро-грамматика: «Будь готовъ» (изделия из кожи), — звучит твердо и убедительно. Для большей загадочности и раздумчивости можно нормальное русское пожелание «Будь здоров» написать латинскими буквами и разместить слоган на водочной бутылке: «BOODZDOROV» (алкогольные напитки). Истинное значение и смысл такого слогана легко воспринимается после очередного тоста. Что касается классических по структуре слоганов, регистрируемых в качестве товарных знаков, то обычно они состоят из 2—3 слов, реже из 4—5 слов. Все, что длиннее по числу слов, может выходить за пределы регистрируемости. Слоганы, которые хорошо известны и потребителям, и копирайтерам, почти все запатентованы: «Просто добавь воды...» (сухие безалкогольные напитки), «STIMOROL – неповторимый устойчивый вкус» (жевательная резинка), «Неизменно превосходный результат» (продукция фирмы «Анкл Бенс Инк.»), «Всегда любима, всегда с тобой» (сигареты). Почему потребовалась регистрация таких знаков-слоганов, точнее — почему была востребована для этих знаков правовая охрана? Ответ прост: на основе регистрации представляется возможным сделать слоган объектом исключительных прав. В результате владелец товарного знака приобретает исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами (ст. 4 Закона). На зарегистрированный товарный знак выдается правоудостоверяющий документ — свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 3 Закона). После чего несанкционированное использование зарегистрированного знака-слогана влечет за собой гражданскую или уголовную ответственность (ст. 46 Закона, ст. 180 УК РФ).
Листая страницы бюллетеня, находишь любопытные примеры творчества копирайтеров. В завершение этих заметок хочется пожелать всем возможным читателям чего-то хорошего, используя при этом зарегистрированные слоганы. Например, «Хорошего настроения», как это сделал его владелец В. В. Довгань, который запатентовал на свое имя указанный слоган для всех возможных товаров и услуг по 42 классам. Или как это сделало ЗАО «ЛИС’С» для своих политических лозунгов «Голосуй, а то проиграешь!». Только перефразируем слоган, придав ему патентно-правовой смысл: «Патентуй, а то проиграешь!» |