Untitled Document
Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на
ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества,
и тем более — для “специального процесса по организации творчества”. Учебники
по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Идеи придумывает соответствующий
специалист (например, копирайтер), а коллективная “творческая работа” отвлекает
людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать
тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так
долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все
сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К
тому же существует проблема авторских прав — захочет ли творческий человек делиться
своими идеями с потенциальными конкурентами?
И тем не менее, PR-агентство Ketchum предлагает несколько приемов для усовершенствованного
проведения такой традиционной коллективной процедуры, как “мозговой штурм”.
Более того, подразумевается, что такое действие происходит часто и вполне привычно
для участников.
Что такое “мозговой штурм”? Это метод группового коллективного продуцирования
новых идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных
областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до
поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.
Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей
отделен от процесса их критической оценки и отбора.
Кроме того, используются разнообразные приемы “включения” фантазии, для лучшего
использования “чисто человеческого” потенциала в поиске решений. Например, иногда
используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности
сделать “безумные” предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение
“специалистов”.
Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное,
новое, что могло бы “пройти мимо” из-за своей непривычности. Такой способ поиска
новых решений может быть применен и “лично для себя”, в виде некоторого мысленного
эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.
Для проведения “мозгового штурма” необходимо иметь группу людей (от 3 человек),
более или менее знакомых с проблемой, ведущего (фасилитатора), удобное помещение
и несколько часов свободного времени.
Процедура проводится в 2 этапа.
1-й этап: выдвижение идей
Ведущий формулирует перед группой тему (проблему) и просит каждого высказать
как можно больше вариантов ее решения. Сам ведущий не предлагает вариантов решения.
Он следит за тем, чтобы каждый участник чувствовал себя максимально раскованно,
подбадривает участников и поощряет выдвижение самых, казалось бы, невозможных
и “дурацких” идей. Кроме того, он стремится организовать по возможности равное
количество высказываний каждого присутствующего, чтобы тем самым усилить конкуренцию
идей и активизировать “тихонь”. Категорически запрещается на стадии выдвижения
идей обсуждать их потенциальную ценность, возможность выполнения или оригинальность.
Вся процедура записывается на магнитофон. Существуют определенные профессиональные
приемы ведения такой группы и некоторые правила для формулировки выдвигаемых
идей, поэтому хорошо, если находится возможность пригласить профессионального
ведущего. Но эту работу может проводить и руководитель рабочей группы “домашним
образом”.
2-й этап: оценка идей и работа с ними
На следующий день (или через большее время) те же люди (или иногда другие люди)
работают со стенограммой и оценивают и выбирают лучшие идеи. Это делается для
того, чтобы “остыли страсти” и временная популярность какой-то идеи не заслонила
более “интимных” результатов. При профессиональном проведении “мозгового штурма”
применяются специальные методы обработки такой стенограммы с целью поиска наиболее
нестандартных решений и использования “ассоциативных” результатов. В “домашнем
варианте” можно ограничиться здравым смыслом.
“Приемы повышения эффективности мозгового штурма” — это своеобразная “шпаргалка”
для менеджера, который проводит “мозговой штурм” со своей рабочей группой без
привлечения профессионального фасилитатора. Эти же “упражнения” можно использовать
и индивидуально, если возникла необходимость решить творческую задачу или проблему.
Перед тем как вы прочтете рекомендации Ketchum, хочется дать простой, но чрезвычайно
важный совет. Эти рекомендации нельзя просто читать — они не впечатляют, могут
показаться банальными или бесполезными. Но если вы сформулируете важную для
вас проблему и будете читать текст, держа в голове определенную тему, — вы сразу
«почувствуете разницу»!
|